Стивен Хокинг и Юрий Мильнер объявили о масштабной программе поиска инопланетян

Известный американский физик Стивен Хокинг и российский предприниматель Юрий Мильнер объявили о масштабной частной программе поиска внеземного разума с помощью радиотелескопов. Вложить в программу планируется 100 миллионов долларов. Для космонавтики это небольшая сумма (в несколько раз больше, чем стоит полёт туриста на МКС, но в несколько раз меньше, чем запуск простого зонда на орбиту Марса) - но она на порядок больше предшествующего финансирования про программе SETI.

Стратегия поиска не изменилась по сравнению с классической программой SETI: сканирование определённых участков звёздного неба при помощи радиотелескопов в надежде поймать радиосигнал от внеземной цивилизации. В проекте под названием Breakthrough Listen, который стартует в январе 2016 года, будут задействован, в частности, крупнейший в мире параболический радиотелескоп "Грин-Бэнк", расположенный в США (Западная Виргиния) и телескоп "Паркс" в Австралии. По словам Мильнера, предполагается сканирование 1 млн. ближайших к Солнцу звезд, центральной части нашей Галактики и 100 ближайших галактик, начиная с Андромеды.

Для обработки поступившей информации - а это будет, фактически, огромное количество радиошума: в течение дня будет поступать такое же количество информации, как раньше поступало в SETI в течение года - будет создано специальное открытое программное обеспечение, которое будет работать распределённо на множестве серверов. Эта программа должна будет найти в море шума осмысленные сигналы, свидетельствующие о том, что их послал некто разумный. Как и в открытом проекте SETI@home, все желающие пользователи смогут подключить свои компьютеры к сети, установить на них программу и использовать свои вычислительные мощности для обработки данных, поступающих из проекта.

Мощность радиосигналов быстро затухает с расстоянием - например, наши телепередачи вряд ли кто-то сможет поймать на Альфе Центавра, радиоволны от них будут слишком слабыми. Поэтому предполагается искать мощные радиосигналы, направленные специально в сторону нашей Солнечной системы. Таким образом, программа основана на предположении, что на планетах других звёзд есть разумные цивилизации, которые пользуются для связи радиоволнами, располагают большим количеством энергии и готовы потратить эту энергию на установление связи с братьями по разуму, направляя сигналы на миллионы звёзд, потенциально содержащих обитаемые планеты, в том числе и на наше Солнце.

Но при этом сам Стивен Хокинг отказался от идеи посылать сигнал с информацией о землянах к другим звёздам, сочтя это опасным. Почему же другие разумные цивилизации должны руководствоваться иной логикой? Возможно, мы ещё недостаточно развиты для контакта с иным разумом  технически (располагаем слишком маленьким количеством энергии, чтобы позволить тратить её на обмен радиосигналами с другими звёздами) и социально (представляем себе инопланетян агрессивными и опасными, потому что сами является такими).